ПРОБЛЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ

«Наш мозг похож на фотопленку, на которой надолго остаются впечатления от детства»,— так считал И. Гофман. Это абсолютная правда, и именно поэтому очень не люблю три фразы, которые часто повторяют родители:

—        Я хочу, чтобы мой ребенок учился музыке только для себя.

—        Моему ребенку медведь на уши наступил.

—        Скажите, а у моего сына есть талант? Может быть, его и учить не стоит?

Обычно я отвечаю следующим образом:

—        Ну, если учиться только для себя, то придется изолировать комнату, в которой он играет, чтобы никто его не услышал.

—        Я не знаю, кто и на что наступил, но то, что не на вашего ребенка — это точно.

Если вы будете спрашивать о степени талантливости вашего ребенка всегда, когда ему захочется чем-то заниматься, то вряд ли вы сумеете обнаружить у него вообще какой-либо талант.

Любую ошибку или оплошность детей я заранее прощаю. Но вот с родителями приходится быть гораздо строже. Меня очень огорчает, когда некоторые папы и мамы (а если честно — то те, которые в глубине души понимают, что они не очень хорошие воспитатели) считают мои требования к ним (не к детям!) слишком суровыми. Чаще всего такие родители чувствуют свои промахи, задумываются и стараются не повторять их. А большего мне и не надо. Если во время урока какая-то мама совершает бестактность по отношению к ребенку, мне обычно достаточно лишь посмотреть на нее. Реагирует мгновенно.

Мама одной из учениц как-то перед началом урока заметила в присутствии дочери: «Она дома совсем перестала заниматься. Даже не притронулась к инструменту». Причем говорила на повышенных тонах. У девочки появились слезы, ей было неловко. О каком уроке могла идти речь? Я молча вышла, чтобы обе они успокоились, а потом пригласила девочку на чай с конфетами. Постепенно она пришла в себя, но на урок осталось лишь 20 минут. Безусловно, я никак не показала внешне, что была возмущена поведением мамы, и уж тем более не отчитывала ребенка. К чести этой мамы, скажу: она все поняла, и по сей день мы прекрасно понимаем друг друга. Один из моих любимых дедушек, который вначале по неопытности тоже совершал такие ошибки, сегодня делится со мной: «У Димы не было настроения заниматься, потому что пришел его друг. И я не настаивал». Молодец, дедушка!

Я очень люблю родителей моих учеников. Как-то в класс поступила девочка, мама которой не имела никакого музыкального образования. Ребенок прекрасно учился, и однажды перед концертом, на который мы выехали всем классом вместе с родителями, я задержалась около закрытых дверей зала, слушая удивительно проникновенную игру. Каково же было мое изумление, когда оказалось, что это играла не она, а ее мама! И такое случается.

Заканчивая эту главу, хочу сказать родителям: поверьте — педагоги, занимаясь с маленькими детьми, порой видят многое из того, что обычно остается скрытым от посторонних взглядов. Очень хорошо знаю, как трудно воспитывать детей. Но детство — это начало всего. И так хочется, чтобы музыка, которая пришла к вашим малышам в самом начале жизни, стала той духовной основой, на которой будет построено их счастье.

Оставить комментарий