Как правильно научиться играть на фортепиано?

45fca35bf2e29ddb2e49305da1c813d61418907731

С удовольствием и легкостью исполнять любимую музыку, украшая любую встречу в кругу семьи и друзей – вот, пожалуй, минимальная цель, которая должна быть достигнута при обучении исполнительской технике.

Но на деле выходит так, что «легкость» достигается только путем заучивания пьесы, а играть, читая ноты с листа не получается. Исполнитель категорически не может освоить навык чтения нотного текста во время исполнения, зазубривает произведение и теряет ощущение художественного замысла.

Исполнение музыки через заучивание не только неэффективно с профессиональной точки зрения, но также и не вписывается в формат дружеских встреч. Ведь обычно друзья просят сыграть ту или иную пьесу, а исполнитель, имея нотный текст – не имеет возможности его исполнить. Следствием такого стиля исполнения как правило становится потеря интереса к дальнейшим занятиям и разочарование в своих возможностях.

Итак:

— Почему человек, годами обучавшийся игре на фортепиано так и не осваивает навык чтения с листа?

— Почему на экзамене или на сцене руки отказываются играть выученное назубок произведение?

— Почему некоторым так и не удается добиться легкости и динамики при исполнении фортепианных пьес?

Найти ответы на эти вопросы важно и тем, кто обучается игре на фортепиано уже давно, и тем, кто только осваивает исполнительское искусство.

Не обязательно источником этих проблем является лень, нервозность или недостаточно острый музыкальный слух. Но зато есть один общий навык, отсутствие которого у исполнителя точно станет ответом на каждый из трех поставленных вопросов. Это навык исполнения правильными пальцами – навык соблюдения аппликатуры.

Соблюдать аппликатуру точно так, как написано в нотах не всегда получается. Кисть руки у всех людей имеет анатомические различия. Подобрать правильную расстановку пальцев может только опытный педагог. Но само по себе правило соблюдение аппликатуры должно соблюдаться неукоснительно. Необходимо с самых первых шагов в обучении музыке выработать отношение к аппликатуре, как к части нотного текста, как к части музыкального замысла.

Твердо усвоенные аппликатурные принципы записываются в мышечной памяти. Поэтому, когда исполнитель, освоивший навык соблюдения «правильных пальцев», видит новый для себя нотный текст – он не испытывает трудностей при его исполнении с листа. Мозг автоматически ассоциирует увиденный текст с тем, что «должны делать» руки исполнителя.

При исполнении заученной пьесы в стрессовой ситуации, руки отказываются играть именно потому, что мышечная память не имеет предустановленных аппликатурных шаблонов. Мозгу приходится сознательно обрабатывать гораздо больше информации, что часто приводит к срыву выступления на концерте или экзамене.

Каждый, кто обучается музыке или чей ребенок учится в музыкальной школе, знает какое это скучное и рутинное занятие – заучивать, какими пальцами играть гамму или этюд. Но если намерение освоить игру на инструменте серьезно – недопустимо пренебрегать такими основами исполнительской техники как аппликатура.

Оставить комментарий