Почему ребёнок плохо обучается игре на фортепиано?

Василиса (8 лет) на уроке фортепиано

Отдав своё чадо в музыкальную школу, родители часто недоумевают, почему ребенок плохо обучается игре на фортепиано. Фактически это всеобщая координационная проблема, требующая серьезного подхода к её решению.

Эффект зажатых ручек


Эффект зажатых ручек – то, с чем постоянно сталкиваются учителя музыкальной школы, и стараются исправить положение. Ведь проблема заключается не только в сложности правильной постановки рук, но и в нежелании на подсознательном уровне ребенком играть.
На свете очень мало профессий, характеризующихся такой же «одержимостью» постановки руки. На самом деле далеко не во всех случаях нужно сначала менять эту постановку. И это связано с тем, что при знакомстве с музыкальным инструментом ребенок испытывает некий стресс, и только со временем он сможет привыкнуть к фортепиано и расслабиться. Вместе с этим и изменится координация рук, в которых устранится чувство скованности. Но обо всём по порядку.

Мифы об упражнениях


Существует два мифа о правильной игре на фортепиано:
1. Сначала нужно правильно поставить руку. Как утверждают некоторые учителя: после того, как ученик повторил за учителем положение руки, он лучше заиграет. Якобы, рука «запоминает» свое положение, и ученик сразу правильно начинает играть и быстро обучается. На самом деле для большинства учеников данное правило не действует. Руки, «застывшие» в красивой позе, вряд ли помогут обучающемуся быстро перебирать по клавишам. Сначала следует изучить механику игры. Давно доказано, что именно свобода мышц – залог быстрого обучения, а изначальная правильная постановка руки больше подходит для изучения техники машинописи.
2. Первые уроки должны быть направлены на устранение тяжести в руках. Учителя стараются приучить детей нажимать на одну произвольную клавишу, чтоб палец «запомнил» её, а обучающийся сразу проконтролировал тяжесть в области кисти рук. На самом деле это утверждение тоже не верно, ребенок не прочувствует клавиши! Для их «запоминания» пальцами потребуется не один месяц практики. Это правило касается игры и на гитаре, и на других музыкальных инструментах, где зажим только одной клавиши или струны не приведет к полноценному изучению инструмента. Ребенку нужно больше практики, направленной на реальное изучение упражнений и гамм.

Первые шаги


Итак, из того, что из обучения нужно исключить зацикливание на одной клавише и положении рук, следует, что для быстрого снятия чувства скованности необходима работа обеих рук. Но! Первые упражнения должны быть относительно лёгкими.
Самое простое – «постепенное хождение» по клавишам. Пианисты его именуют фортепианным хождением. Клавиши нажимаются по очереди к краям. Чем больше ребёнок его практикует, тем быстрее он:
• развивает координацию пальцев;
• развивает слух;
• понимает, где должна быть клавиша с определённой нотой;
• понимает группировку чёрных и белых клавиш;
• запоминает клавишный музыкальный алфавит.
Чтобы помочь ему быстрее изучить данное упражнение и расположение клавиш лучше расклеить цветные наклейки, служащие некоей картой с названием клавиш и пропеть каждую клавишу.
Другие упражнения, необходимые для обучения ребёнка на фортепиано:
• растяжки;
• хроматическая гамма (необходимо для правильной постановки большого пальца);
• трезвучия (сочетание игр первым, третьим и пятым пальцем с играми второго и четвёртого, октавы запоминаются на мышечном уровне);
• до мажор в расходящемся перемещении (абсолютно симметрично, необходимо для непрерывной игры гаммы, которая выполняется в расходящемся движении).
После развития координации возможно обучение:
• с метрономом;
• тише или громче;
• легато;
• стаккато;
• без стикеров на клавишах
Кстати, о последнем пункте. Приклеенные стикеры на клавиши могут оказаться для ребёнка незаменимой опорой, поскольку с их помощью он может научиться ориентироваться. Особенно если его возраст чрезмерно мал, и считать ещё не умеет. Данная подсказка не будет пожизненно необходима, после изучения ребёнком расположения нот стикеры не пригодятся. Максимум в качестве ориентира можно выделить одну клавишу с нотой до или ре. Данное правило действует и для пианистов, и для гитаристов и прочих музыкантов, ведь главная задача – научиться играть, а не утратить способность самостоятельного мышления, которое, кстати, со временем само придёт.

Оставить комментарий

Посещаемость сайта